Открытый урок по естествознанию во 2 классе
Предмет: Естествознание Учитель: Зубкова Елена Валерьевна |
|||||
Класс: 2 |
|||||
Раздел долгосрочного плана: Физика природы |
|||||
Тема урока: Урок №28 Куда делся лучик света? |
|||||
Цели обучения |
2.5.2.1 Исследовать способность некоторых тел пропускать свет и делать выводы 2.1.2.6. Определять ведущие признаки эксперимента (цель, гипотеза, ресурсы, план, сроки, результат). |
||||
Цели урока |
Все учащиеся смогут: исследовать способность некоторых тел пропускать свет и делать выводы с помощью учителя, выдвинуть гипотезу о прозрачности – непрозрачности предметов, используя слова – помощники. Большинство учащихся смогут: привести примеры прозрачных и непрозрачных предметов в классе и дома, смогут назвать ведущие признаки эксперимента (цель, гипотеза, ресурсы, план, сроки, результат). Некоторые учащиеся смогут: самостоятельно выдвинуть гипотезу о прозрачности – непрозрачности тел, исследовать способность некоторых тел пропускать свет, формулировать выводы. |
||||
Критерии успеха |
Ученики смогут определить прозрачные и непрозрачные тела, смогут понять, отчего зависит свойство предметов: прозрачность. |
||||
Языковые цели |
Учащиеся могут: используя слова – помощники, выдвигать гипотезу о прозрачности предметов, формулировать выводы. Использовать в своей речи основные понятия: луч света, прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, гипотеза, результат. Полезные выражения для диалогов и письма: - Как вы думаете, от чего зависит прозрачность предметов? - Что происходит с солнечным лучом, когда жалюзи не закрывают окна? - Сделай вывод о прозрачности этого предмета. - Какие предметы называют прозрачными? |
||||
Привитие ценностей |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
||||
Межпредметные связи |
Познание мира, рисование |
||||
Навыки использования ИКТ |
ИКТ используется |
||||
Предварительные знания |
Учащиеся знают, что такое эксперимент, свет, источники света. |
||||
Ход урока |
|||||
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||
Начало урока
|
К: Стартер «Дюжина вопросов» - Я попрошу всех выйти к доске (можно у своих парт). Я вам предлагаю вопросы, вы должны будете ответить одновременно, но молча, про себя, осуществляя движения. Ответ «Да» - поднять руки вверх, приподнимаясь на носочки, «Нет» - присесть на корточки, «Ни да, ни нет» - обычная поза - стоя. Готовы? - У вас в данный момент хорошее настроение? Вы сегодня хорошо выспались? Вы успели дома позавтракать? На прошлом уроке мы говорили с вами про космос? (Нет, про свет). Свет – позволяет живым организмам видеть мир вокруг них? (Да). Самый главный источник света – это Солнце? (да). Солнечный луч распространяется по прямой линии? (Да). Луч света может проходить через все предметы насквозь? (Нет) - Спасибо! Пройдите на свои места. -Почему на последние два вопроса вы не смогли дать точного ответа? (К) Выход на тему, целеполагание. Если свет погаснет вдруг, У меня есть верный друг. С ним мне ничего не страшно, Я иду вперёд отважно! – Разгадав загадку, вы получите предмет, который будем использовать на уроке. (Фонарик.) – Как связать данный предмет с темой сегодняшнего урока? (будем искусственно получать луч света и проверять, как он будет себя вести при встрече с другими предметами) |
|
|||
Середина урока |
К: - У меня два стаканчика, вы должны отгадать, что я спрятала в стаканчиках. - Почему вы отгадали, что лежит в этом стакане? (Прозрачный). А почему не догадались, что в другом стакане? (Непрозрачный). - Как вы думаете, от чего зависит прозрачность предметов? (К) Работа с учебником. Чтение текста. стр 72 Лучи света движутся по прямой линии от Солнца, встречая на своём пути прозрачные предметы, они свободно проходят сквозь них. А вот через непрозрачные предметы лучи солнца пройти не могут (Пример, окно и штора) - Что делаем в классе, когда вы жалуетесь на солнышко, которое светит прямо на вас? (закрываем жалюзи или шторами). - Что происходит с солнечным лучом, когда жалюзи не закрывают окна? Жалюзи пропускают свет? - Поэтому, предметы, через которые проходит свет, называются прозрачными, не пропускают свет – непрозрачные. (Г, Д, Э) Практическая работа. Группам раздать разные предметы: чертёжная бумага,пластиковая бутылка, металлическая линейка, полиэтиленовый пакет, ткань, шарик, фигурка, стакан.Предлагаю вам исследовать предметы, выяснить, через какие предметы солнечный луч проходит, а через какие нет. Чем можно заменить солнечный луч? (фонариками) – Ваша цель: определить прозрачность предметов. Но при этом вы должны, как настоящие ученые вести записи о наблюдениях. Опыт 1. « Прямолинейный маршрут» Ход опыта :
Результат : все время освещена только та часть шарика, на которую попадает свет. Как бы ты ни повернул шарик, его обратная сторона всегда остается в тени. Это потому … лучи распространяются по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая сейчас обращена к его лучам. В это время другая сторона находится в тени. Опыт 2 . « Можно ли остановить свет? Как образуются тени?» Ход опыта 1. Поставьте фигурку между стеной и источником света. 2. Попеременно приближай фигурку то к стене, то к свету. Результат: чем ближе фигурка к фонарю, тем больше ее тень на стене. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень на стане. Это потому … что когда какой–нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому если предмет расположен близко к источнику света, он создает большую тень. Если предмет находится далеко от источника, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой. - Почему тень смещается? «В течение дня положение Солнца на небе меняется ( из-за вращения Земли). Поэтому направление солнечных лучей также меняется. Вот почему тень смещается. Кроме того, когда Солнце стоит высоко, тень бывает короткой, а когда Солнце клонится к горизонту, тень становится длинной». - А какой прибор изобрели люди в древности , наблюдая за смещением тени в солнечный день? «Солнечные часы. Такой прибор в древности использовали для определения времени. В Старинных городах и площадях и на стенах домов остались следы от таких часов.» Опыт 3-. « Проходит или не проходит свет?» Ход опыта. 1. По очереди освещай разные предметы Результат : не все предметы отбрасывают тень. Это потому… что чашка препятствует распространению света, а стекло пропускает свет. - Представь результаты эксперимента в виде рисунка, таблицы, и т. п Оценивание работы по совместно составленным критериям.ФО «Аплодисменты» – Какие предметы называют прозрачными? – Назовите, какие предметы в классе являются прозрачными? ФИЗ – КА
(И) Работа в Научном дневничке. Уровневые задания. 1-й уровень – раскрасьте предметы, через которые пройдёт луч света. Напишите, как называются такие предметы. 2-й уровень – протяните лучик к предметам. Нарисуйте, что случится,если луч света встретит на своём пути эти предметы. 3-йуровень – нарисуйте непрозрачные, полупрозрачные и прозрачные предметы. Покажите, что случится с лучом света, когда он встретит на пути эти предметы. Проверка. ФО «хлопай-топай» |
Стаканы: стеклянный и пластмассовый (непрозрачный), мелкие предметы в них
Фонарики по количеству групп
Карточка с планом, различные предметы по количеству групп: бумага, ткань, мешочек целлофановый, пластиковая бутылка, пластмассовая линейка, парта, за которой сидят и т.д.)
|
|||
Конец урока |
(И,Ф) Работа в Научном дневничке. Тест «Проверь себя». Прослушайте высказывания. Если вы с ними согласны, ставьте «+»,если не согласны «-». 1. Стекло, даже цветное – это прозрачный предмет, и луч света проходит сквозь него. 2. Луч распространяется прямой линией и, встречаясь с преградами, ведёт себя всегда одинаково 3. Предметы, которые не пропускают свет, называются полупрозрачными. 4. Металл, дерево и камень – это непрозрачные предметы. 5. Через полупрозрачные предметы луч света проходит частично. 6. Вода прозрачная, поэтому пропускает свет. 7. Облака частично пропускают солнечные лучи, так как они полупрозрачны. Самопроверка: учитель на доске вывешивает правильную расстановку «+» и «-». Если дети сделали всё верно, то в третьей строчке они пишут слово «молодцы».
Выводы
Дом. зад. в тетради стр27 №6 (И, Ф) Рефлексия «Солнце». - Где человек использует свойства прозрачности предметов? - А завершить наш урок мне бы хотелось просмотром видеоролика « Театр теней». |
||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|||
|
Техники ФО «Аплодисменты», Обратная связь Качество ответов при подведении итогов. Качество выполненных заданий. |
Физминутка Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела. У реки остановилась, Над водою покружилась. Соблюдение техники безопасности при работе со стеклянными пре |
|||