«Ақмола облысы білім басқармасының Зеренді ауданы бойынша білім бөлімі Васильковка ауылының негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі 
Kоммунальное государственное учреждение "Основная средняя школа села Васильковка отдела образования  по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области" 

   

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Жаратылыстану пәнінен ашық сабақ

30.10.2019

Открытый урок по естествознанию  во  2 классе

Предмет: Естествознание          Учитель:  Зубкова Елена Валерьевна

Класс: 2

Раздел долгосрочного плана: Физика природы

Тема урока: Урок №28 Куда делся лучик света?

Цели обучения

2.5.2.1 Исследовать способность некоторых тел пропускать свет

и делать выводы

2.1.2.6. Определять ведущие признаки эксперимента (цель, гипотеза, ресурсы, план, сроки, результат).

Цели урока

Все учащиеся смогут: исследовать способность некоторых тел пропускать свет и делать выводы с помощью учителя, выдвинуть гипотезу о прозрачности – непрозрачности предметов, используя слова – помощники.

Большинство учащихся смогут: привести примеры прозрачных и непрозрачных предметов в классе и дома, смогут назвать ведущие признаки эксперимента (цель, гипотеза, ресурсы, план, сроки, результат).

Некоторые учащиеся смогут: самостоятельно выдвинуть гипотезу о прозрачности – непрозрачности тел, исследовать способность некоторых тел пропускать свет, формулировать выводы.

Критерии успеха

Ученики смогут определить прозрачные и непрозрачные тела, смогут понять, отчего зависит свойство предметов: прозрачность.

Языковые цели

Учащиеся могут: используя слова – помощники, выдвигать гипотезу о прозрачности предметов, формулировать выводы.

Использовать в своей речи основные понятия: луч света, прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, гипотеза, результат.

Полезные выражения для диалогов и письма:

- Как вы думаете, от чего зависит прозрачность предметов?

- Что происходит с солнечным лучом, когда жалюзи не закрывают окна?

- Сделай вывод о прозрачности этого предмета.

- Какие предметы называют прозрачными?

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные связи

Познание мира, рисование

Навыки использования ИКТ

ИКТ используется

Предварительные знания

Учащиеся знают, что такое эксперимент, свет, источники света.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

 

 

 

 

 

 

 

 К: Стартер «Дюжина вопросов»

- Я попрошу всех выйти к доске (можно у своих парт). Я вам предлагаю вопросы, вы должны будете ответить одновременно, но молча, про себя, осуществляя движения. Ответ «Да» - поднять руки вверх, приподнимаясь на носочки, «Нет» - присесть на корточки, «Ни да, ни нет» - обычная поза - стоя. Готовы?

- У вас в данный момент хорошее настроение? Вы сегодня хорошо выспались? Вы успели дома позавтракать? На прошлом уроке мы говорили с вами про космос? (Нет, про свет). Свет – позволяет живым организмам видеть мир вокруг них? (Да). Самый главный источник света – это Солнце? (да). Солнечный луч распространяется по прямой линии? (Да). Луч света может проходить через все предметы насквозь? (Нет)

- Спасибо! Пройдите на свои места.

-Почему на последние два вопроса вы не смогли дать точного ответа?

(К) Выход на тему, целеполагание.

Если свет погаснет вдруг,

У меня есть верный друг.

С ним мне ничего не страшно,

Я иду вперёд отважно!

– Разгадав загадку, вы получите предмет, который будем использовать на уроке. (Фонарик.)

– Как связать данный предмет с темой сегодняшнего урока? (будем искусственно получать луч света и проверять, как он будет себя вести при встрече с другими предметами)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

К: - У меня два стаканчика, вы должны отгадать, что я спрятала в стаканчиках.

- Почему вы отгадали, что лежит в этом стакане? (Прозрачный). А почему не догадались, что в другом стакане? (Непрозрачный). 

- Как вы думаете, от чего зависит прозрачность предметов?

(К) Работа с учебником. Чтение текста. стр 72

Лучи света движутся по прямой линии от Солнца, встречая на своём пути прозрачные предметы, они свободно проходят сквозь них. А вот через непрозрачные предметы лучи солнца пройти не могут (Пример, окно и штора)

- Что делаем в классе, когда вы жалуетесь на солнышко, которое светит прямо на вас? (закрываем жалюзи или шторами).

- Что происходит с солнечным лучом, когда жалюзи не закрывают окна? Жалюзи пропускают свет?

- Поэтому, предметы, через которые проходит свет, называются прозрачными, не пропускают свет – непрозрачные.

(Г, Д, Э) Практическая работа.

Группам раздать разные предметы: чертёжная бумага,пластиковая бутылка, металлическая линейка, полиэтиленовый пакет, ткань, шарик, фигурка, стакан.Предлагаю вам исследовать предметы, выяснить, через какие предметы солнечный луч проходит, а через какие нет. Чем можно заменить солнечный луч? (фонариками)

– Ваша цель: определить прозрачность предметов.

Но при этом вы должны, как настоящие ученые вести записи о наблюдениях.

Опыт 1. « Прямолинейный маршрут»

Ход опыта :

  1. Направьте  луч света на шарик.
  2. Поворачивая шарик  разными сторонами в луче света.

Результат : все время освещена только та часть шарика, на которую попадает свет. Как бы ты ни повернул шарик, его обратная сторона всегда остается в тени.

Это потому … лучи распространяются по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая сейчас обращена к его лучам. В это время другая сторона находится в тени.

Опыт 2 . « Можно ли остановить свет? Как образуются тени?»

Ход опыта

1. Поставьте фигурку между стеной и источником света.

2. Попеременно приближай фигурку то к стене, то к свету.

Результат: чем ближе фигурка к фонарю, тем больше ее тень на стене. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень на стане.

Это потому … что когда какой–нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому если  предмет расположен близко к источнику света, он создает большую  тень. Если предмет находится далеко от источника, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.

  -  Почему тень смещается?

«В течение дня положение Солнца на небе меняется ( из-за вращения Земли). Поэтому направление солнечных лучей также меняется. Вот почему тень смещается. Кроме того, когда Солнце стоит высоко, тень бывает короткой, а когда Солнце клонится к горизонту, тень становится длинной».

- А какой прибор изобрели  люди в древности , наблюдая за смещением тени в солнечный день?

«Солнечные часы. Такой прибор в древности использовали для определения времени. В Старинных городах и площадях и на стенах домов остались следы от таких часов.»

Опыт 3-. « Проходит или не проходит свет?»

Ход опыта.

1. По очереди освещай разные предметы

Результат : не все предметы отбрасывают тень.

Это потому… что чашка препятствует распространению света,  а  стекло пропускает свет.

- Представь результаты эксперимента в виде рисунка, таблицы, и т. п

Оценивание работы по совместно составленным критериям.ФО «Аплодисменты»

– Какие предметы называют прозрачными?

– Назовите, какие предметы в классе являются прозрачными?

ФИЗ – КА

 

(И) Работа в Научном дневничке. Уровневые задания.

1-й уровень – раскрасьте предметы, через которые пройдёт луч света.

Напишите, как называются такие предметы.

2-й уровень – протяните лучик к предметам. Нарисуйте, что случится,если луч света встретит на своём пути эти предметы.

3-йуровень – нарисуйте непрозрачные, полупрозрачные и прозрачные предметы. Покажите, что случится с лучом света, когда он встретит на пути эти предметы.

Проверка. ФО «хлопай-топай»

Стаканы: стеклянный и пластмассовый (непрозрачный), мелкие предметы в них

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фонарики по количеству групп

 

 

Карточка с планом, различные предметы по количеству групп: бумага, ткань, мешочек целлофановый, пластиковая бутылка, пластмассовая линейка, парта, за которой сидят и т.д.)

 

 

 

 

 

Конец урока

(И,Ф) Работа в Научном дневничке. Тест «Проверь себя».

Прослушайте высказывания. Если вы с ними согласны, ставьте «+»,если не согласны «-».

1. Стекло, даже цветное – это прозрачный предмет, и луч света проходит сквозь него.

2. Луч распространяется прямой линией и, встречаясь с преградами, ведёт себя всегда одинаково

3. Предметы, которые не пропускают свет, называются

полупрозрачными.

4. Металл, дерево и камень – это непрозрачные предметы.

5. Через полупрозрачные предметы луч света проходит частично.

6. Вода прозрачная, поэтому пропускает свет.

7. Облака частично пропускают солнечные лучи, так как они полупрозрачны.

Самопроверка: учитель на доске вывешивает правильную расстановку

«+» и «-». Если дети сделали всё верно, то в третьей строчке они пишут

слово «молодцы».

 

Выводы

  • Свет распространяется по прямой линии. Если перед лучом света возникает препятствие, то луч освещает только его переднюю часть.
  • Когда предмет загораживает путь световому лучу, за этим предметом образуется тень, то есть зона, куда солнечные лучи не попадают.
  • Только плотные (непрозрачные) предметы, не пропускающие свет, образуют тень.

Дом. зад. в тетради стр27 №6

(И, Ф) Рефлексия «Солнце».

- Где человек использует свойства прозрачности предметов?

- А завершить наш урок мне бы хотелось просмотром видеоролика « Театр теней».

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

 

 

  1. Педагог наблюдает, направляет, подсказывает.
  2. Диалог и оказание поддержки (всесторонняя и конкретная помощь некоторым ученикам, словесная поддержка и стимулирование)
  3. Дифференциация заданий

Техники ФО

«Аплодисменты»,

Обратная связь

Качество ответов при подведении итогов.

Качество выполненных заданий.

Физминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

Соблюдение техники безопасности при работе со стеклянными пре

           

 

 

Просмотров: 15516


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст