«Ақмола облысы білім басқармасының Зеренді ауданы бойынша білім бөлімі Васильковка ауылының негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі 
Kоммунальное государственное учреждение "Основная средняя школа села Васильковка отдела образования  по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области" 

   

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

EE бар балаларға арналған түзету-дамыту бағдарламасы

Коррекционно-развивающая программа для детей 8-10 лет с легкой степенью умственной отсталости.

  1. Пояснительная записка.

Коррекционо-развивающая работа подразумевает занятия психолога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы ни поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции.

Дети с легкой степенью умственной отсталости отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, овладевать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не проявляют любопытства к процессам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих их двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития. У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

           Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников с легкой степенью умственной отсталости состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

              Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

 Коррекционная программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

• на работу с эмоционально мотивационной сферой;

• ориентацию в пространстве тела;

• ориентировку в пространстве «от себя»;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на самоконтроль в процессе планирования деятельности;

• на развитие произвольности;

• на развитие свойств внимания.

Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.

Цель:

  • Коррекция и развитие высших психических функций.

   

           Задачи:

  • развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и

            устойчивость;

•       развивать слуховую и зрительную память;

  •       развивать целостность восприятия
  •       мелкую моторику;
  • формировать логическое мышление;
  • обогащать словарный запас детей;
  • развивать связную речь.

 

Принципы:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка

 

Методологической основой программы являются следующие положения:

1. Образовательный уровень - начальный.

2. Ориентация содержания - практическая.

3. Характер освоения - развивающий.

4. Возраст обучающихся – 8-9 лет.

5. Форма организации учебно-воспитательного процесса - урок.

6. Периодичность - 2 урока в неделю.

7. Условия вхождения в программу - учебный план.

8. Продолжительность одного урока – 30 минут.

 

Программа составлена на основе рекомендаций и разработок:

  1. Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;
  2. М.В. Ильиной «Тренируем память и внимание. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет»;
  3. А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».

 

 

 

 

Тематический план занятий

 

№ Занятия

Содержание занятия

Задачи

1.

1. Приветствие.

 

2.Основная часть.

- Игра «Бабочки»

 

- Задание «Найди два одинаковых предмета»

- Выкладывание мозаики по образцу

 

3.Заключение.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- ощутить свое тело и возникающие эмоции.

- развитие сенсорного внимания, объема внимания.

- развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук.

- рефлексия занятия.

2.

1. Приветствие.

 

 

2.Основная часть:

- Игра «Дружба начинается с улыбки».

- Игра «Звуки животных».

- Игра «Конструктор»

 

- Игра «Лево - право».

 

3.Заключение.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

- снижение эмоционального напряжения

 

- развитие активного внимания.

- умение детей использовать поэтапную предметную модель.

- закрепление представлений о левой и правой стороне своего тела.

- рефлексия занятия.

3.

1. Приветствие.

 

 

2.Основная часть.

- Игра «Колечко».

- Задание «Найди 5 отличий».

 

- Игра «Найди свой дом».

 

- Игра «Узнай по голосу»

3.Заключение

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

- развитие мелкой моторики рук.

- развитие произвольного внимания и переключения внимания.

- составление геометрических фигур из данных.

- развитие слухового внимания.

- рефлексия занятия.

4.

1. Приветствие.

 

 

2.Основная часть.

- Игра «Путаница»

- Игра «Зеркало»

- Игра «Найди два одинаковых предмета»

3.Заключение

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- психогимнастика.

- развитие внимания, чувства эмпатии.

- развитие сенсорного внимания

 

- рефлексия занятия.

5.

1.Приветствие.

 

 

2.Основная часть.

- Ручной труд «Сова»

- Задание «Выкладывание из палочек по образцу».

- Игра «Что сверху, что снизу»

 

3.Заключение.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Формирование действий самоконтроля.

- развитие произвольного внимания, мелкой моторики.

- закрепление пространственных представлений.

- рефлексия занятия.

6.

1. Приветствие.

 

 

2.Основная часть.

- Задание «Найди пять отличий»

- Упражнение «Смотри на руки»

- Игра «Пожалуйста»

 

- Задание «Трафареты»

3. Заключение

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

2. Основная часть.

- развитие произвольного внимания.

- развитие активного внимания.

- уточнить схему собственного тела, пространственные представления.

- развитие мелкой моторики.

- рефлексия занятия.

7.

1. Приветствие.

 

 

2.Основная часть.

- Игра «Колечко»

- Выкладывание палочек по образцу.

- Игра «Возьми левой – возьми правой».

- Игра «Умный коврик»

3. Заключение

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

2. Основная часть.

- развитие мелкой моторики.

- развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук.

- Закрепление о левых и правых частях тела.

- развитие произвольности.

- рефлексия занятия.

8.

1. Приветствие.

 

 

2.Основная часть.

- Лепка.

- Игра «Найди пару».

 

- Игра «Исключение лишнего».

- Выкладывание мозаики по образцу

 

3.Заключение.

 

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

2. Основная часть.

- формирование самоконтроля.

- усвоение представлений о симметричности тела.

- развитие мышления и объема внимания.

- развитие концентрации и объема внимания, моторики рук.

- рефлексия занятия.

9.

1. Приветствие.

 

2.Основная часть.

- Игра «Смотри на руки»

- Игра «Встань, как я скажу»

 

- Игра «Слушай звуки»

- Игра «Найди 5 отличий»

3. Заключение

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

- развитие активного восприятия.

- научить ребёнка находить местоположение других детей по отношению к себе.

- развитие активного восприятия.

- развитие произвольного внимания.

- рефлексия занятия

10.

1. Приветствие.

 

2.Основная часть

- Игра «Мальчик (девочка) наоборот»

 

- Задание «Найди 2 одинаковых предмета»

- Игра «Угадай, что загадали».

- Задание на рисование.

 

 

3. Заключение.

-  создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

- развивать произвольный контроль за своими действиями.

- развитие зрительного восприятия.

 

- умение ориентироваться в пространстве.

- формирование у детей действия самоконтроля в ходе выполнения рисунка на основе вербальной инструкции.

- рефлексия занятия.

11.

1. Приветствие.

 

2.Основная часть.

- Упражнение «Слушай команду».

- Упражнение «Что меня окружает?»

- Нанизывание бусинок по образцу.

 

- Игра «Умный коврик»

 

3. Заключение.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

- развитие активного внимания.

- ориентировка в пространстве.

- развитие концентрации и объема внимания.

- развитие самоконтроля, умения выполнять задания по образцу.

- рефлексия занятия.

12.

1. Приветствие.

 

2.Основная часть.

- Игра «Колечко»

- Упражнение «Срисовывание по клеточкам»

- Игра «Трафареты»

- Игра «Что изменилось»

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

- развитие мелкой моторики рук.

- развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики рук.

- развитие мелкой моторики рук

- запомнить пространственные отношения между предметами, увидеть разницу.

13.

1. Приветствие.

 

2.Основная часть.

- игра «Птица – не птица»

- выкладывание из палочек по образцу.

- Упражнение «Слева - справа от меня».

- Упражнение «Нанизывание бусинок по образцу»

3. Заключение

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

- развитие слухового внимания.

-развитие произвольного внимания, мелкой моторики рук.

- развитие пространственных представлений.

- развитие произвольного внимания, мелкой моторики рук.

- рефлексия занятия.

14.

1. Приветствие.

 

2.Основная часть.

- Упражнение «Слушай команду»

- Игра «Море волнуется»

 

- Упражнение «Найди пару»

 

- Игра «Поменяйте местами»

 

3. Заключение

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- развитие активного внимания.

- формирование внимания, развитие скорости реакции.

- развитие распределение и объема внимания

- развитие внимания, повышение скорости реакции

- рефлексия занятия

15.

1. Приветствие

 

2.Основная часть.

- Игра «Что изменилось»

- Игра «Мозаика»

 

- Игра «Кто знает, пусть дольше считает»

- Задание «Быстрее нарисуй»

3. Заключение

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

 - развитие концентрации внимания.

- развитие концентрации внимания, мелкой моторики рук.

- развитие слухового внимания, развитие мышления, закрепление умения считать.

- развитие умения переключать внимание.

- рефлексия занятия.

16.

1. Приветствие.

 

2.Основная часть.

- Игра «Съедобное – несъедобное»

- Задание «Нарисуй круг и треугольник»

- Игра «Найди игрушку»

- Срисовывание по клеткам.

 

3. Заключение.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

- формирование внимания.

- развитие скорости реакции.

- развитие концентрации и объема внимания.

- развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук.

- рефлексия занятия.

17.

1. Приветствие.

 

2.Основная часть.

- Лепка «Домик для куклы»

 

- Задание «Найди 2 одинаковых животных»

- Игра «Больше, длиннее, короче»

 

- Игра «Говори наоборот»

3. Заключение

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

- формирование у детей самоконтроля в ходе выполнения задания.

- развитие произвольного внимания.

 

-  формирование умения отделять форму понятия от содержания

- развитие внимания, связной речи.

- рефлексия занятия.

18.

1. Приветствие.

 

- корректурная проба

- Упражнение «Что видишь на картинке»

 

 

- Задание «Быстрее нарисуй»

 

- Упражнение «Мозаика»

3. Заключение

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие концентрации внимания.

- развитие умения ориентироваться в пространстве, логического мышления, творческого воображения, развитие связной речи, самоконтроля

- развитие скорости переключения внимания.

- развитие мелкой моторики

- рефлексия занятия

19.

1. Приветствие.

 

2.Основная часть:

- Упражнение «Найди все квадраты»

- Игра «Бывает – не бывает»

- Игра «Говори наоборот»

- Игра «Запомни фразы»

- Корректурная проба (Хрюши).

3.Заключение.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

- развитие внимания

- развитие мыслительных операций.

- развитие словарного запаса

- развитие слуховой памяти

-развитие произвольного внимания

- рефлексия занятия.

20.

1. Приветствие

 

2.Основная часть:

- Упражнение «Раскрась фигуры по образцу»

- упражнение «определи звук и назови число»

- упражнение «Раскрась по инструкции»

- упражнение «Найди лишнее»

- упражнение «Картинки-Нелепицы»

 

3.Заключение.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

-развитие произвольной сферы

 

- развитие слухового восприятия

- развитие произвольного внимания

 

- развитие внимания

-развитие внимания и зрительного восприятия

- рефлексия занятия

21.

1.Приветствие.

 

2.Основная часть:

- упражнение «Сравни слова»

- игра-тест «Пятый - лишний»

- игра «Продолжи ряд»

- игра «Антонимы»

- игра «Скажи по-другому»

3.Заключение

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

- развитие мышления

 

 

 

- рефлексия занятия.

22.

1.Приветствие.

 

2.Основная часть:

-Образование множественного числа от существительного

- Упражнение «детеныши животных»

- упражнение «Составь предложение из глаголов»

- упражнение «Исправь ошибку»

- «срисовка»

3.Заключение

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

-развитие вербального мышления

 

 

 

 

 

-развитие произвольного внимания

-рефлексия занятия

23.

 

1.Приветствие.

 

2.Основная часть:

- «Продолжи узор»

 

-упражнение «Срисуй с доски»

- «Какие предметы спрятаны в рисунке»

- «Найди одинаковые фигуры»

- упражнение «Раскрась фигуры по образцу»

3.Заключение

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

-развитие произвольного внимания, мелкой моторики.

 

 

 

 

-рефлексия занятия.

24.

1.Приветствие.

 

2.Основная часть:

- Корректурная проба

- «Найди 5 ошибок в рисунке»

- упражнение «Соедини предмет с его тенью»

- упражнение «Сосчитай, сколько фигур на рисунке»

- упражнение «Соедини одинаковые фигуры»

3.Заколючение

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

- развитие произвольного внимания

 

 

 

 

 

 

-рефлексия занятия

25.

1.Приветствие.

 

2.Основная часть:

- Игра «Мозайка»

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

-развитие концентрации внимания

-развитие моторики рук

26.

1.Приветствие.

 

2.Основная часть:

- корректурная проба

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

- развитие произвольного внимания

27.

1.Приветствие.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

28.

1.Приветствие.

 

2.Основная часть

- корректурная проба

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

29.

1.Приветствие.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

30.

1.Приветствие.

 

2.Основная часть

- корректурная проба

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

31.

1.Приветствие.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

32.

1.Приветствие.

 

2.Основная часть:

-Методика «свободный рисунок»

- тест креативности Торренса

- игра «Умный коврик»

3.Заключение

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 

-развитие воображения

 

-рефлексия занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жаңартылған күні: 24.11.2021 02:24
Құрылған күні: 24.11.2021 02:24

Текст