Коррекционно-развивающая программа для детей 8-10 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Коррекционо-развивающая работа подразумевает занятия психолога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы ни поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции.
Дети с легкой степенью умственной отсталости отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, овладевать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не проявляют любопытства к процессам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих их двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития. У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.
Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников с легкой степенью умственной отсталости состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.
Коррекционная программа включает задания и упражнения:
• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;
• на работу с эмоционально мотивационной сферой;
• ориентацию в пространстве тела;
• ориентировку в пространстве «от себя»;
• отвлечённую ориентировку в пространстве;
• пространственную ориентировку в плане;
• пространственную ориентировку в листе бумаги;
• на обучение самоконтролю;
• на самоконтроль в процессе планирования деятельности;
• на развитие произвольности;
• на развитие свойств внимания.
Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.
Цель:
Задачи:
устойчивость;
• развивать слуховую и зрительную память;
Принципы:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка
Методологической основой программы являются следующие положения:
1. Образовательный уровень - начальный.
2. Ориентация содержания - практическая.
3. Характер освоения - развивающий.
4. Возраст обучающихся – 8-9 лет.
5. Форма организации учебно-воспитательного процесса - урок.
6. Периодичность - 2 урока в неделю.
7. Условия вхождения в программу - учебный план.
8. Продолжительность одного урока – 30 минут.
Программа составлена на основе рекомендаций и разработок:
Тематический план занятий
№ Занятия |
Содержание занятия |
Задачи |
1. |
1. Приветствие.
2.Основная часть. - Игра «Бабочки»
- Задание «Найди два одинаковых предмета» - Выкладывание мозаики по образцу
3.Заключение. |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. - ощутить свое тело и возникающие эмоции. - развитие сенсорного внимания, объема внимания. - развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук. - рефлексия занятия. |
2. |
1. Приветствие.
2.Основная часть: - Игра «Дружба начинается с улыбки». - Игра «Звуки животных». - Игра «Конструктор»
- Игра «Лево - право».
3.Заключение. |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
- снижение эмоционального напряжения
- развитие активного внимания. - умение детей использовать поэтапную предметную модель. - закрепление представлений о левой и правой стороне своего тела. - рефлексия занятия. |
3. |
1. Приветствие.
2.Основная часть. - Игра «Колечко». - Задание «Найди 5 отличий».
- Игра «Найди свой дом».
- Игра «Узнай по голосу» 3.Заключение |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
- развитие мелкой моторики рук. - развитие произвольного внимания и переключения внимания. - составление геометрических фигур из данных. - развитие слухового внимания. - рефлексия занятия. |
4. |
1. Приветствие.
2.Основная часть. - Игра «Путаница» - Игра «Зеркало» - Игра «Найди два одинаковых предмета» 3.Заключение |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - психогимнастика. - развитие внимания, чувства эмпатии. - развитие сенсорного внимания
- рефлексия занятия. |
5. |
1.Приветствие.
2.Основная часть. - Ручной труд «Сова» - Задание «Выкладывание из палочек по образцу». - Игра «Что сверху, что снизу»
3.Заключение. |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Формирование действий самоконтроля. - развитие произвольного внимания, мелкой моторики. - закрепление пространственных представлений. - рефлексия занятия. |
6. |
1. Приветствие.
2.Основная часть. - Задание «Найди пять отличий» - Упражнение «Смотри на руки» - Игра «Пожалуйста»
- Задание «Трафареты» 3. Заключение |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
2. Основная часть. - развитие произвольного внимания. - развитие активного внимания. - уточнить схему собственного тела, пространственные представления. - развитие мелкой моторики. - рефлексия занятия. |
7. |
1. Приветствие.
2.Основная часть. - Игра «Колечко» - Выкладывание палочек по образцу. - Игра «Возьми левой – возьми правой». - Игра «Умный коврик» 3. Заключение |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
2. Основная часть. - развитие мелкой моторики. - развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук. - Закрепление о левых и правых частях тела. - развитие произвольности. - рефлексия занятия. |
8. |
1. Приветствие.
2.Основная часть. - Лепка. - Игра «Найди пару».
- Игра «Исключение лишнего». - Выкладывание мозаики по образцу
3.Заключение.
|
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
2. Основная часть. - формирование самоконтроля. - усвоение представлений о симметричности тела. - развитие мышления и объема внимания. - развитие концентрации и объема внимания, моторики рук. - рефлексия занятия. |
9. |
1. Приветствие.
2.Основная часть. - Игра «Смотри на руки» - Игра «Встань, как я скажу»
- Игра «Слушай звуки» - Игра «Найди 5 отличий» 3. Заключение |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
- развитие активного восприятия. - научить ребёнка находить местоположение других детей по отношению к себе. - развитие активного восприятия. - развитие произвольного внимания. - рефлексия занятия |
10. |
1. Приветствие.
2.Основная часть - Игра «Мальчик (девочка) наоборот»
- Задание «Найди 2 одинаковых предмета» - Игра «Угадай, что загадали». - Задание на рисование.
3. Заключение. |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
- развивать произвольный контроль за своими действиями. - развитие зрительного восприятия.
- умение ориентироваться в пространстве. - формирование у детей действия самоконтроля в ходе выполнения рисунка на основе вербальной инструкции. - рефлексия занятия. |
11. |
1. Приветствие.
2.Основная часть. - Упражнение «Слушай команду». - Упражнение «Что меня окружает?» - Нанизывание бусинок по образцу.
- Игра «Умный коврик»
3. Заключение. |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
- развитие активного внимания. - ориентировка в пространстве. - развитие концентрации и объема внимания. - развитие самоконтроля, умения выполнять задания по образцу. - рефлексия занятия. |
12. |
1. Приветствие.
2.Основная часть. - Игра «Колечко» - Упражнение «Срисовывание по клеточкам» - Игра «Трафареты» - Игра «Что изменилось» |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
- развитие мелкой моторики рук. - развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики рук. - развитие мелкой моторики рук - запомнить пространственные отношения между предметами, увидеть разницу. |
13. |
1. Приветствие.
2.Основная часть. - игра «Птица – не птица» - выкладывание из палочек по образцу. - Упражнение «Слева - справа от меня». - Упражнение «Нанизывание бусинок по образцу» 3. Заключение |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
- развитие слухового внимания. -развитие произвольного внимания, мелкой моторики рук. - развитие пространственных представлений. - развитие произвольного внимания, мелкой моторики рук. - рефлексия занятия. |
14. |
1. Приветствие.
2.Основная часть. - Упражнение «Слушай команду» - Игра «Море волнуется»
- Упражнение «Найди пару»
- Игра «Поменяйте местами»
3. Заключение |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - развитие активного внимания. - формирование внимания, развитие скорости реакции. - развитие распределение и объема внимания - развитие внимания, повышение скорости реакции - рефлексия занятия |
15. |
1. Приветствие
2.Основная часть. - Игра «Что изменилось» - Игра «Мозаика»
- Игра «Кто знает, пусть дольше считает» - Задание «Быстрее нарисуй» 3. Заключение |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
- развитие концентрации внимания. - развитие концентрации внимания, мелкой моторики рук. - развитие слухового внимания, развитие мышления, закрепление умения считать. - развитие умения переключать внимание. - рефлексия занятия. |
16. |
1. Приветствие.
2.Основная часть. - Игра «Съедобное – несъедобное» - Задание «Нарисуй круг и треугольник» - Игра «Найди игрушку» - Срисовывание по клеткам.
3. Заключение. |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
- формирование внимания. - развитие скорости реакции. - развитие концентрации и объема внимания. - развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук. - рефлексия занятия. |
17. |
1. Приветствие.
2.Основная часть. - Лепка «Домик для куклы»
- Задание «Найди 2 одинаковых животных» - Игра «Больше, длиннее, короче»
- Игра «Говори наоборот» 3. Заключение |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
- формирование у детей самоконтроля в ходе выполнения задания. - развитие произвольного внимания.
- формирование умения отделять форму понятия от содержания - развитие внимания, связной речи. - рефлексия занятия. |
18. |
1. Приветствие.
- корректурная проба - Упражнение «Что видишь на картинке»
- Задание «Быстрее нарисуй»
- Упражнение «Мозаика» 3. Заключение |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. - развитие концентрации внимания. - развитие умения ориентироваться в пространстве, логического мышления, творческого воображения, развитие связной речи, самоконтроля - развитие скорости переключения внимания. - развитие мелкой моторики - рефлексия занятия |
19. |
1. Приветствие.
2.Основная часть: - Упражнение «Найди все квадраты» - Игра «Бывает – не бывает» - Игра «Говори наоборот» - Игра «Запомни фразы» - Корректурная проба (Хрюши). 3.Заключение. |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
- развитие внимания - развитие мыслительных операций. - развитие словарного запаса - развитие слуховой памяти -развитие произвольного внимания - рефлексия занятия. |
20. |
1. Приветствие
2.Основная часть: - Упражнение «Раскрась фигуры по образцу» - упражнение «определи звук и назови число» - упражнение «Раскрась по инструкции» - упражнение «Найди лишнее» - упражнение «Картинки-Нелепицы»
3.Заключение. |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
-развитие произвольной сферы
- развитие слухового восприятия - развитие произвольного внимания
- развитие внимания -развитие внимания и зрительного восприятия - рефлексия занятия |
21. |
1.Приветствие.
2.Основная часть: - упражнение «Сравни слова» - игра-тест «Пятый - лишний» - игра «Продолжи ряд» - игра «Антонимы» - игра «Скажи по-другому» 3.Заключение |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
- развитие мышления
- рефлексия занятия. |
22. |
1.Приветствие.
2.Основная часть: -Образование множественного числа от существительного - Упражнение «детеныши животных» - упражнение «Составь предложение из глаголов» - упражнение «Исправь ошибку» - «срисовка» 3.Заключение |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
-развитие вербального мышления
-развитие произвольного внимания -рефлексия занятия |
23.
|
1.Приветствие.
2.Основная часть: - «Продолжи узор»
-упражнение «Срисуй с доски» - «Какие предметы спрятаны в рисунке» - «Найди одинаковые фигуры» - упражнение «Раскрась фигуры по образцу» 3.Заключение |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
-развитие произвольного внимания, мелкой моторики.
-рефлексия занятия. |
24. |
1.Приветствие.
2.Основная часть: - Корректурная проба - «Найди 5 ошибок в рисунке» - упражнение «Соедини предмет с его тенью» - упражнение «Сосчитай, сколько фигур на рисунке» - упражнение «Соедини одинаковые фигуры» 3.Заколючение |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
- развитие произвольного внимания
-рефлексия занятия |
25. |
1.Приветствие.
2.Основная часть: - Игра «Мозайка» |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
-развитие концентрации внимания -развитие моторики рук |
26. |
1.Приветствие.
2.Основная часть: - корректурная проба |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
- развитие произвольного внимания |
27. |
1.Приветствие. |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
|
28. |
1.Приветствие.
2.Основная часть - корректурная проба |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
|
29. |
1.Приветствие. |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
|
30. |
1.Приветствие.
2.Основная часть - корректурная проба |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
|
31. |
1.Приветствие. |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
|
32. |
1.Приветствие.
2.Основная часть: -Методика «свободный рисунок» - тест креативности Торренса - игра «Умный коврик» 3.Заключение |
- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
-развитие воображения
-рефлексия занятия |